"Мундиалито" © 1980-1981. Часть 2. Состав сборной Бразилии

Теле Сантана

Каждая команда могла заявить на турнир всего 18 игроков. Таким образом, регламент турнира исключал возможность наличия двух полноценных составов. В свой оркестр маэстро Теле включил следующих исполнителей. В качестве основного вратаря он остановил свой выбор на Карлосе из клуба "Понте Прета". Карлос ездил запасным голкипером на Кубок Мира в Аргентине. В Испании ему тоже пришлось сидеть на лавке. Его звездный час наступил в 1986 году в Мексике. Тогда в пяти матчах он пропустил всего один гол, но это не помогло Бразилии выиграть Кубок Мира. На замену ему был взят Жоао Лейте из "Атлетико Минейро", к удивлению многих, отказавшись от услуг ветерана Эмерсона Леао. Никто не предполагал, впрочем, что Лейте появится на поле, но судьба распорядилась иначе...

С линией обороны Сантана к осени уже в основном определился и, несмотря на все недостатки, оставался верен своему выбору до конца. Только на позиции правого латераля он выпускал то Жетулио из "Сан-Паулу", то Эдевалдо из "Флуминенсе". После турнира в Уругвае место, казалось, застолбил Эдевалдо. Но на Кубке Мира-82 на этой позиции играл, как известно, Леандро, ярко засверкавший в составе "Фламенго" в 1981 году. На "Мундиалито" Теле Сантана отдал предпочтение все же Эдевалдо, и, как мы увидим, не прогадал. Это был быстрый, неуступчивый в борьбе игрок, с отличным ударом.

На противоположном фланге прочно обосновался Жуниор из "Фламенго", игрок, без которого невозможно представить ту команду. Он выходил на поле в стартовом составе во всех матчах "селесао" в период с 1980 по 1982 годы, за исключением, по иронии судьбы, самой первой игры против Мексики в начале 1980 года. Главными козырями Жуниора были оригинальная техника, отличная игра в пас, умение принимать неожиданные решения и великолепное исполнение штрафных ударов. Скоростные подключения Жуниора из глубины поля часто оказывались полной неожиданностью для соперника. В защите он играл цепко, но нередко терял позицию или не успевал вернуться из атаки.

Центр обороны сборной Бразилии состоял из мощного Оскара из "Сан-Паулу" и техничного Луизиньо из "Атлетико Минейро". Оскар был в сборной Сантаны одним из немногих игроков, принимавших участие в Кубке Мира-78. Он был хорош в единоборствах и в игре головой, однако не всегда успевал за быстрыми нападающими соперников. Что касается Луизиньо, то он, напротив, был быстр и весьма ловко обращался с мячом, что, впрочем, не мешало ему периодически совершать ошибки, приводившие к печальным последствиям. Оба при возможности подключались к атакам команды и даже забивали голы. Если прибавить к этому, что и латерали не отличались безошибочной игрой в обороне, можно смело сказать, что у Теле Сантаны была ультра-бразильская защита: эффектная и эффективная, но не очень надежная.

Кроме указанных игроков, в запасе у Теле Сантаны были Жуниньо из "Понте-Прета" и Эдиньо из "Флуминенсе". Эдиньо имел приличный опыт игр за сборную, в том числе - участие в Кубке Мира 1978 года. Это был едва ли не самый атакующий защитник в составе "селесао", быстрый, техничный, но достаточно безалаберный. Он мог сыграть как в центре обороны, так и на левом фланге. Жуниньо, напротив, являлся самым молодым игроком команды. Этот футболист так и остался чуть ли не самым загадочным персонажем команды Теле Сантаны. Будучи дублером Оскара, он почти не выходил на поле, даже на замену, но тем не менее, появившись в команде осенью 1980 года, он прошел с ней весь путь до "трагедии на "Сарии". В Уругвае оба эти игрока так и остались сидеть на скамейке. В отличие, кстати, от Жетулио, который вышел на замену в матче с немцами.

На "Мундиалито" в составе сборной Бразилии приехали четыре номинальных полузащитника: Батиста ("Интернасьонал" из Порту-Алегри), Тониньо Серезо ("Атлетико Минейро"), Пауло Исидоро ("Гремио") и Ренато ("Сан-Паулу"). Первые двое также играли на полях Аргентины в 1978 году. Батиста был типичным опорным хавбеком. Он отчаянно бился за все мячи в центре поля, отрабатывал в защите, разыгрывал мяч в начальной и средней фазах атаки и изредка пытался самостоятельно угрожать воротам. Это ему не особо удавалось, так что он, возможно, единственный полузащитник в истории сборной Бразилии, который в более чем тридцати матчах за сборную Бразилии не забил ни разу. Зато ему неоднократно требовалась помощь врача, ибо он вел борьбу не щадя ни себя, ни противников. Не раз он сам становился мишенью умышленной грубости. Так произошло и на "Мундиалито".

Игровую позицию Тониньо Серезо было определить чрезвычайно трудно. Иногда казалось, что этот игрок находится буквально повсюду. Он без устали колесил по полю, описывая причудливые фигуры. Организовывал атаки, острыми, внешне небрежными передачами, отбирал мячи у соперников, совершал стремительные рейды в штрафную, обстреливал ворота из-за пределов штрафной, был активен в подыгрыше, солировал, закладывая размашистые финты. Игры на "Мундиалито", возможно, были лучшими в его карьере в сборной. Забегая вперед, скажем, что именно Тониньо Серезо был признан лучшим игроком турнира.

Пауло Исидоро из "Гремио", хотя и числился номинальным полузащитником, обычно "зажигал" на правом фланге атаки "селесао". Этот невысокий взрывной дриблер был любимым резервом маэстро Теле Сантаны на Кубке Мира в Испании. Когда тренер бразильцев видел необходимость усиления и разнообразия игры в атаке, на бровке неизменно возникала невысокая фигура черного, как смоль, Пауло Исидоро. "Мундиалито" он тоже начал в качестве запасного, но уже на вторую игру вышел с первых минут. Возможно, он был бы титуларом и в Испании, но на его беду Теле Сантана перешел на тактику "ложного правого края". Как мог Сантана не поставить в состав кого-то из великолепной четверки хавбеков: Фалькао - Тониньо Серезо - Сократес - Зико?! В результате, должность правого края была устранена.

Что касается Ренато, то он оказался в составе из-за травмы Зико. Он был восходящей звездой бразильского футбола. В 1978 году он стал чемпионом Бразилии в составе "Гуарани", затем последовал переход в "Сан-Паулу" и отличный дебютный сезон в этом клубе, увенчавшийся победой в чемпионате штата Паулиста. В сборной, впрочем, Ренато не смог себя проявить ярко, а потому ограничивался ролью запасного. На "Мундиалито" он сыграл только первый тайм против Аргентины, после чего уступил место Пауло Исидоро и больше на поле не появлялся.

В линии атаки Теле Сантана располагал довольно любопытным набором игроков. Прежде всего, у него в распоряжении имелось два практически равнозначных левых края: Зе Сержио из "Сан-Паулу" и Эдер из "Атлетико Минейро". Зе Сержио был очень хорош в дриблинге. Это был скоростной игрок, способный своими рывками затерзать любую оборону. Эдер же славился, прежде всего, могучими кручеными ударами, после которых мяч летел со страшной скоростью по непредсказуемой траектории, мастерскими подачами в штрафную с фланга, исполнением штрафных и угловых ударов. Теле Сантана долго не мог окончательно определиться с выбором игрока на этой позиции, но затем у Зе Сержио последовала череда травм. Вначале он сломал руку, а затем получил тяжелейшую травму колена в одном из матчей чемпионата Паулиста и надолго выбыл из строя. Это привело к тому, что Эдер стал безраздельным хозяином майки под номером "11", а вместе с ней и левой бровки атаки "селесао".

По замыслу Сантаны, на парвом краю атаки должен был играть Тита. Этот футболист был одним из героев "золотой" эры "Фламенго" в конце 70-х - начале 80-х годов. Он дебютировал в сборной еще при Клаудио Кутиньо в 1979 году. Первым его официальным матчем в футболке сборной стала домашняя игра Кубка Америки против Аргентины. Тита достойно отметил дебют, забив гол ударом, после которого мяч полетел по совершенно немыслимой траектории. В следующем поединке против боливийцев Тита отличился снова. Теле Сантана вернул его в сборную осенью 1980 года. Однако нельзя сказать, что тот показывал выдающуюся игру, в том числе и на "Мундиалито", и маэстро, в конце концов, отказался от его услуг после завершения отборочного турнира Кубка Мира. Заметим, что Тита в общем-то не был чистым краем, а скорей выполнял роль инсайда,оставляя бровку для подключений Эдевалдо или полузащитников. Когда же на поле выходил Пауло Исидоро, то Тита переходил в центр атаки, а Сократес оттягивался назад.

На месте центрального форварда, после потери Зико и Рейнальдо, Теле Сантана решил использовать Сократеса. Тот, хоть и выступал в роли конструктора атак "Коринтианса", но и данная позиция была ему также знакома. Именно на ней он играл в сборной в сезоне 1979 года, когда Кутиньо, пойдя на обновление состава, пригласил в команду и Сократеса. Впрочем, одним из величайших достоинств маэстро Теле было то, что он не сковывал свободу своих игроков тактическими схемами. Если они видели, что ход и характер игры требуют иных решений, то действовали по своему усмотрению. Поэтому, Сократес, чувствуя в определенные моменты необходимость внести изменения в игру, отходил назад и начинал выполнять роль дирижера. После Мундиалито Сантана окончательно перевел Сократеса в полузащиту, где гениальный "доктор" мог контролировать темп и ритмический рисунок футбольной самбы в исполннии "селесао".

Вторым центрфорвардом в составе сборной на турнире был мощный нападающий "Сан-Паулу" - Сержиньо. Как и любой бразилец, владея хорошей техникой, он все же относился, скорей, к форвардам таранного типа. Поэтому, Сантана без большого энтузиазма включал его в состав, несмотря на то, что Сержиньо достаточно регулярно забивал и в клубе, и в сборной. Впрочем, на "Мундиалито" Сержиньо выглядел хорошо. А главное - его присутствие на поле в значительной степени развязывало руки Сократесу.

Продолжение следует...

Андрей Кременчугский (Falcao15) © 2013
Эксклюзивный материал специально для сайта Торсида