"Мундиалито" © 1980-1981. Часть 5. С небес на землю

Мундиалито 1980-1981. Бразилия-Уругвай

Бразилия ликовала. Феерический футбол, показанный сборной в матче с немцами, не оставил равнодушными самых яростных критиков методов Теле Сантаны. Даже тех поклонников Клаудио Кутиньо, предшественника маэстро на должности главного тренера сборной, которые все еще не оставляли надежды вновь увидеть своего кумира на тренерском мостике "селесао". Разумеется, после ТАКОГО матча никому уже и в голову не могло прийти заговаривать о замене Сантаны. Сам Теле, проявив мудрость и великодушие, протянул руку дружбы вчерашним врагам, чем еще больше привлек на свою сторону и торсиду, и прессу.

Можно было сколько угодно придираться к деталям, но главное не оставляло сомнений. Впервые со времен триумфального выступления на Кубке Мира-70 сборная заиграла в тот футбол, который был больше всего по сердцу торсиде: азартный, зрелищный, атакующий. Без малого год кропотливого труда Теле Сантаны не прошел даром. Бразилия снова обрела национальную команду, которую можно было любить без оговорок, всем сердцем. Команду, в игре которой, как в зеркале, отражался характер бразильского народа - беспечный, эмоциональный, жизнерадостный. Команду, которая, едва начав свой путь на мировой арене, с первых же шагов стала завоевывать любовь миллионов болельщиков во всем мире.

Однако потоки славословий не заставили Теле потерять голову. Он знал, что сборная лишь в начале пути, и стоит ему выбрать неверный курс, как восхищение вновь сменится проклятиями. В интервью перед финалом он говорил, что не знает, как сложится матч с Уругваем, и не обещал, что не будет нового "мараканосо". Зато он с явным удовлетворением рассказал, что в сборной между игроками (и не только игроками) складываются дружеские отношения, так что даже не попавшие на "Мундиалито" Пита и Педриньо остались вместе с командой и помогают ей. Сантана вновь посетовал на потерю Зико и Рейналдо, утверждая, что рассчитывал на них перед турниром, и что надеется, что оба будут в строю к началу отборочных матчей чемпионата мира, первый из которых должен был состояться менее, чем через месяц.

"Что игра против Германии, что игра против Уругвая - для нас не имеет значения. Мы находимся в фазе подготовки к отборочным играм. Я не хочу принижать значение "Мундиалито" для Бразилии. Конечно, победа в этом турнире, собравшем сильнейшие мировые футбольные державы, была бы важным достижением и повысила бы престиж нашего футбола. Однако мы полностью отдаем себе отчет, что на следующем этапе нас ждут более важные задачи. Отборочные игры. То, как будет представлена Южная Америка в Испании, зависит от нашей поездки туда. Это заветная мечта. Бразилия серьезно намерена завоевать титул чемпионов мира. Дорога к этой цели идет через "Мундиалито". Удастся выиграть его - отлично. Но, только конечный результат покажет, был ли выбран правильный путь".

Вот так. Бразилия не собиралась умирать на поле, ради победы в турнире, в отличие от соперников. Для тех победа у себя на родине была делом чести, поэтому исход финального матча не должен удивлять. Даже несмотря на то, что бразильцы играли лучше, имели преимущество большую часть времени и создали больше опасных моментов, итог игры следует признать справедливым. Неукротимая воля к победе, вязкая, жесткая оборона, тактическая дисциплина, запредельная самоотдача, умелое использование ошибок обороны "селесао" - такой рецепт нивелировал разницу в уровне как индивидуального, так и командного мастерства финалистов и стал залогом успеха Уругвая.

Примерно те же слагающие внесли основной вклад в проигрыш Бразилии итальянцам на Кубке Мира в Испании. Одним из внимательнейших зрителей финала на "Эстадио Сентенарио" был синьор Энцо Беарзот, тренер будущих чемпионов мира. Вне всяких сомнений он уже тогда мысленно прикидывал, как именно построить игру "Скуадры Адзурры", если ей предстоит встреча с Бразилией. Беарзот, команда которого неудачно сыграла на "Мундиалито", высоко оценил игру обновленной бразильской сборной: "Что касается чисто игровых аспектов, то бразильцы произвели сильное впечатление. Они неожиданно превратились в спринтеров. Серезо, которого я знал, как медленного игрока, в Монтевидео походил на молнию". Вообще, оценивая турнир, тренер итальянцев пожаловался на очень тяжелые условия. Матчи проходили в дневное время под палящим солнцем, так что немцы, по словам Беарзота, "рухнули, не выдержав 35-градусной жары".

Возможно, и на игре бразильцев в финале сказалась физическая усталость. Бразилия играла не только в самый быстрый, но и в самый энергозатратный футбол на турнире. Как справедливо отметил Беарзот, в ходе матчей на турнире бразильцы очень много перемещались по полю, то прессингуя соперников при отборе мяча, то устраивая "броуновское движение" при организации собственных атак. К тому же, у Бразилии был самый жесткий график на турнире: всего два дня отдыха в промежутках между играми. Уругвайцы имели на восстановление перед финалом на день больше... Так или иначе, но подопечные Теле Сантаны были в этой встрече не очень похожи на самих себя трехдневной давности. Им не хватало свежести и точности, а самое главное - вдохновения в решающей фазе атак. Бразильцы делали все то же самое, что и в предыдущих матчах, но не так быстро, не так уверено и не так изобретательно.

Что касается непосредственно игры, то первый тайм прошел не слишком интересно. Бразилия владела преимуществом, но смогла создать очень мало опасных моментов. Уругвайцы играли в защите плотно и не стеснялись нарушать правила. В атаке они рассчитывали на скорость и технику Вальдемара Викторино и Рубена Паса, а также на стандартные положения. В ходе матча Жоао Лейте дважды пришлось в бросках парировать мячи, летевшие в ворота после штрафных в исполнении Паса и Рамоса. В целом уругвайцы остроты не создавали, за исключением одного эпизода, когда судья откровенно пожалел бразильцев, не назначив пенальти после фола против Викторино. Возможно, он вспомнил, как в первом матче "селесао" на турнире проигнорировал явное нарушение правил против Паулу Исидоро в штрафной аргентинцев? Кто знает... Разозлившийся уругваец через минуту исподтишка ударил локтем ничего не подозревавшего Лейте. Вратарю бразильцев в очередной раз пришлось оказывать помощь, а молодому форварду "селесте" крупно повезло, что судья не заметил этого хулиганского поступка.

Счет был открыт в начале второго тайма. Рубен Пас прорвался справа и пробил с линии штрафной. Лейте парировал удар, и мяч полетел в район одиннадцатиметровой отметки, где два уругвайца, находившиеся в окружении четырех (!) бразильских защитников, спокойно закатили его в пустые ворота. Забив гол, Уругвай тут же ушел в глухую защиту. Бразилия же встрепенулась, взвинтила темп и заиграла так, как она это делала в предыдущих встречах. Карусель бразильских атак закружила вокруг ворот Уругвая. Тщетно старались уругвайцы сбить темп, остановливая атакующий порыв соперников фолами. Тщетно старался голкипер Родольфо Родригес тянуть время и нервировать бразильских форвардов.

Сантана ввел в бой Сержиньо вместо Титы, усиливая давление на оборону Уругвая. Словно нажав на невидимую педаль, бразильцы резко прибавили обороты, и уругвайский оборонительный бетон дал трещину. Сократес совершил мощный спурт из глубины поля в штрафную противника, обошел двух защитников и был сбит третьим. Капитан бразильцев, игнорируя откровенно провокационное поведение Родригеса, сам хладнокровно реализовал пенальти. В третий раз на протяжении турнира Бразилии удалось отыграться после пропущенного мяча. И в третий раз она сделала это быстро, легко и непринужденно. Знаменитое - "вы забьетесколько сможете, а мы - сколько захотим" - подходило этой команде, возможно, больше, чем любой другой сборной в истории бразильского футбола.

В этот момент показалось, что команда, наконец, нашла свою игру и теперь сможет дожать хозяев поля. Действительно, после забитого гола "селесао" провели еще несколько хороших атак, но забить так и не смогли. Уругвайцам, в отличие от немцев, удалось выстоять. На помощь им пришли фолы, странные решения арбитра, сорвавшие в эти минуты не одну бразильскую атаку, увеличившееся количество ошибок в передачах у бразильцев и яростная поддержка публики. И хотя угрожающих ситуаций возле штрафной Родригеса было немало, до настоящих голевых моментов дело не доходило.

Атакующий порыв бразильцев постепенно угасал. Уругвайцы время от времени огрызались контратаками, таившими в себе угрозу, ибо Пас, Рамос и Викторино сохранили силы к концу матча, а в обороне бразильцев было много свободного пространства. Оскар и Луизиньо, впрочем, были в этот день внимательней, чем в первом матче против Аргентины, и редко позволяли нападающим противника оторваться и открыться для получения мяча. Луизиньо вообще был одним из лучших на поле. Он не только справлялся со своими прямыми обязанностями в обороне, но и систематически подключался к атакам "селесао", причем, делал это очень уверено и создавал реальные угрозы воротам сборной Уругвая. Нет, не контратаки "селесте" оказались роковыми для Бразилии в этот день, а ее собственные беспечность и безалаберность...

Минут за десять до конца матча Сократес "шикарным" пасом поперек поля отрезал половину своей команды и подарил сопернику возможность развернуть встречную атаку. Правда, она почти сразу захлебнулась, благодаря усилиям Луизиньо, но Жуниор снова подарил мяч уругвайцам и в довершении ко всему заработал в борьбе на бровке штрафной. В те годы Бразилия почему-то регулярно пропускала решающие голы после таких необязательных, организованных самими бразильцами "стандартов". В ответной полуфинальной игре Кубка Америки 1979 года Парагвай сравнял счет и в итоге вышел в финал после того, как Марко Антонио на ровном месте устроил угловой. Абсолютно то же самое случилось и в 1982 году в Испании в матче Бразилии с итальянцами, когда Пауло Росси, после такого же углового, забивал третий гол, оборвавший путь "селесао" к вершине.

В финале "Мундиалито" роковым для Бразилии оказался не угловой, а штрафной удар, но хрен редьки не слаще... Хитрый навес Венансио Рамоса вызвал панику в оборонительных порядках бразильской сборной. В суматохе самым проворным оказался Вальдемар Викторино, в победном нырке отправивший мяч головой в ворота Жоао Лейте.

Пытаясь спасти игру, Сантана впервые на турнире выпустил на поле Эдера в надежде на опасный штрафной. Эдер получил свой шанс, когда отчаянная вылазка Батисты к воротам уругвайцев была остановлена очередной подножкой, но использовать его не сумел. Удар вышел неточным. Игра бразильцев в последние минуты была сумбурной и суетливой. Это было совсем не похоже на тот мощный штурм, который они устроили в концовке матча с Аргентиной. Оставалось играть не больше минуты, когда не выдержали нервы у Паулу Исидоро. Получив трижды подряд по ногам от Барриоса, хавбек бразильцев вышел из себя и сорвал злость на другом уругвайце, буквально лягнув того шипами куда-то в икроножную мышцу. К счастью, обошлось и без травмы, и без удаления. Наконец, свисток австрийца Линемайера возвестил о том, что турнир "Мундиалито" окончен, и победила в нем команда, которая 50 лет назад на том же самом "Эстадио Сентенарио" первой в истории мирового футбола завоевала звание чемпионов мира.

Андрей Кременчугский (Falcao15) © 2013
Эксклюзивный материал специально для сайта Торсида