Освалдо Алфредо да Силва Бализа по прозвищу "Маяк"

Освалдо Алфредо да Силва Бализа

Бализа по-португальски - Маяк. Он действительно чем-то напоминал маяк, выделяясь среди товарищей по "Ботафого" своим ростом - 191 сантиметр, очень высокий для вратарей тех лет. Моасир Барбоза выглядел рядом с Освалдо подростком, а ведь самый несчастный бразилец был далеко не карликом.

Свое прозвище Освалдо Алфредо да Силва Бализа (Osvaldo Alfredo da Silva) заработал еще в приюте, куда он угодил после смерти родителей. Этот темнокожий парень к двенадцати годам вымахал за метр восемьдесят. В ворота Бализа отправился по доброй воле, а не потому, что хуже всех играл в поле. И еще до попадания в приют, определился со своими клубными симпатиями - "Ботафого". "Вот вырасту, буду играть за "Ботофаго". Заработаю денег, стану богатым и куплю команду". Свои мечты Освалдо воплотил в жизнь лишь частично.

Высокий вратарь сразу завоевал место в воротах "Одинокой звезды" (прозвище "Ботафого"). Боевым крещением бывшего детдомовца стал матч с "Фламенго", который "Ботафого" выиграл со счетом 6:2. В дебюте встречи Бализа отразил несколько сложнейших ударов, и торсида выносила нового любимца на руках. Освалдо не любил оставаться без дела на поле, он считал, что спокойный ход матча расхолаживает вратаря, и потому, даже ругал оборону за слишком надежную игру. "Имейте совесть, дайте мне отбить парочку ударов", - то ли в шутку, то ли всерьез кричал Бализа товарищам. Бывало, что ошибался.

Однажды лидер "Ботафого" Элено де Фрейтас отчитал вратаря за два пропущенных мяча. Бализо, недавно пришедший в команду, за словом в карман не полез. "Дружок, ты сегодня пару раз промахнулся, и я промолчал. Потому что не лезу в работу нападающего, потому что в ней мало что смыслю. Ты ничего не понимаешь в работе вратаря и не ничего в ней не поймешь. Я тебе ответил словами, но в следующий раз в ход пойдет мой кулак".

Неслыханная дерзость. Какой-то черный парнишка, что в клубе без году неделя, резко ответил самому Элено! Игроки "Ботафого" боялись не так взглянуть на "Принца" (прозвище Фрейтаса), а тут... Нападающий был парнем не робкого десятка, да и силой обделен не был. Но связываться с высоченным вратарем он отказался.

Бализа очень быстро, говоря современным языком, раскрутился. Флавио Коста включил его в число кандидатов в сборную Бразилии. Но ворота "селесао" были заняты Моасиром Барбозой. Освалдо оставалось довольствоваться сидением в запасе. Лишь однажды ему доверили выйти на поле в матче с Колумбией, и то не с первых минут.

Читателям Торсиды нет надобности лишний раз рассказывать о сложных отношениях "Ботафого" и "Васко да Гама". Тем более, что во второй половине сороковых "Адмиралы" доминировали в штате. Но ни клубная вражда, ни конкуренция в сборной не мешала Барбозе и Бализе оставаться приятелями. И когда Моасир стал изгоем для всей Бразилии, Освадло был одним из немногих, кто его поддержал.

В составе сборной, выступавшей на домашнем чемпионате мира 1950 года, Бализе места не нашлось. Два черных вратаря было бы перебором, и Флавио Коста позвал Карлоса Кастильо из "Флуминенсе". Да и в дальнейшем Освалдо нечасто приглашался в "селесао", а сыграл и вовсе лишь однажды. Однако именно вызов в сборную во многом испортил карьеру "Маяка".

В 1954 году сборная Бразилии играла с уругвайцами. Матч соседей, проходивший в столице Перу - Лиме, обернулся массовой потасовкой. Чтобы не сделать побоище еще более массовым, организаторы матча объявили, что всякий, кто выскочит на поле, будет арестован. Сидевший в запасе Бализа увидел, как здоровый уругваец колотит Карлоса Кастильо. Великан не смог удержаться и рванул на выручку. Следом за ним поскакали два конных полицейских.

"В сборной Бразилии замена. Вместо Кастильо на поле вышел Бализа", - громко объявил вратарь. Он помог товарищу, но был задержан за сопротивление полицейским. В Перу Освалдо ждал срок, но бразильцы сумели вытащить его на родину. Одним из условий сделки была дисквалификация вратаря. Бализу, пусть не сразу, но дисквалифицировали. Потом все отменили, но в сборную страны его больше не приглашали, и на чемпионат мира 1954 года поехал не он.

А еще раньше, из-за конфликта с тренерским штабом, "Маяк" покинул "Ботафого". Сменив за пару лет несколько клубов, он вдруг очутился во "вражьем лагере" - в "Васко да Гама". Этот переход не принял и не понял никто. А вот сам Освалдо вскоре понял, что совершил ошибку. Он уехал в "Баию", потом выступал за "Спорт" из Ресифи. С последним клубом он трижды выиграл чемпионат штата Пернамбуку. Но с большой сцены большой вратарь ушёл.

Освалдо жил в Рио-де-Жанейро. "Ботафого" не забывал человека, который так и не стал владельцем клуба, поддерживал его материально. Освалдо Алфредо да Силва умер в сентябре 1999 года.

Олег Лыткин специально для Торсиды

* Размещение этого эксклюзивного материала на сторонних ресурсах возможно только с личного разрешения автора и с обязательной активной ссылкой на сайт Торсида