В тени Великого Жилмара. Часть вторая

Амилтон Феррейра Леал

В сентябре 1957 года сборная Бразилии отправилась в Чили, на два матча Кубка Бернардо О'Хиггинса с национальной сборной хозяев. Бразильцев представляла команда, собранная из игроков штата Баия. Вратари, естественно, тоже были "баиянос".

Амилтон Феррейра Леал (на снимке), сыгравший в обеих встречах, представлял клуб "Флуминенсе Вейра" - тезку знаменитой команды из Рио-де-Жанейро. Загадочная личность, о которой удалось собрать лишь обрывки скудной информации. Выступал под игровым именем Перипери (Перифирия), взятом в честь родного городка в штате Баия. Играл за "Виторию", после чего оказался в местном "Флуминенсе". Жив ли он сейчас, или нет - неизвестно. Закончив выступления, Перипери исчез где-то на периферии, но оставил о себе песню болельщиков "Витории" - "Наш Амилтон, вратарь Бразилии".


Из "Витории" Перипери был вытеснен Жилберто Триндаде, он же Албертино. Который также участвовал в чилийском турне, где сыграл один неполный матч - заменил старшего коллегу. Албертино остался в истории "селесао" "сухим вратарем", ибо, пропустить ему не довелось. Со временем он перебрался в "Сан-Паулу", где чаще зевал на лавочке, нежели играл.


Валдемар Кьярелли мог сделать головокружительную карьеру - вытеснить из ворот сборной Бразилии стареющего Кастильо, поспорить с Жилмаром. У него были все данные для этого. Но, опять же, нельзя было строить головокружительных планов, играя за команду из штата Пернамбуку. Домосед Валдемар Кьярелли провел пару лет в "Сан-Паулу", затосковал по дому и вернулся в "Наутико", где играл выше всяких похвал. Будучи первым парнем на деревне, Валдемар получал вызовы в "селесао", но на второстепенные матчи. Главные турниры прошли мимо него, и все свелось к противостоянию "Наутико" - "Санта Круз". Причем, Валдемар побывал по обе стороны. На второй переезд в Сан-Паулу Валдемар Кьярелли решился уже в тридцатилетнем возрасте. Однако "Брагантино" - не тот клуб, откуда идет дорога в сборную Бразилии. Да, и к тому времени в стране появилось не мало интересных голкиперов. Пришлось вернуться в "Наутико", вымолить прощение у торсиды за уход в "Санта Круз" и тепло проститься с болельщиками.


Ирно Любке был одним из первых немцев в воротах сборной Бразилии. Этнических немцев, разумеется. Ибо, Ирно родился в Рио-Гранди-ду-Сул и играл за "Гремио". Противостоял сборной СССР в "Лужниках" летом 1962 года, когда "Гремио" гостил в нашей стране. Матчи, собравшие аудиторию в 80 и 60 тысяч, завершились крупными победами чемпионов Европы - 5:0 и 3:0. Все восемь мячей пропустил Ирно, сыгравший так себе. В сборной Бразилии Ирно появился за два года до поездки в Москву. Бразилия отправила на Панамериканские игры в Коста-Рику команду, вновь составленную исключительно из "гаушос". Ирно Любке, двукратный чемпион штата Минас-Жерайс в составе "Крузейро", как раз занимался своим переходом в "Гремио". В Коста-Рике он не оправдал доверия - сменивший его по ходу турне Сули смотрелся куда интереснее.


Сули Кабрал Машаду довольно хорошо отработал в Коста-Рике, чем заработал свой переход из скромного и мало известного широкому кругу болельщиков "Айморе" в знаменитый "Сан-Паулу". Где пришелся ко двору. Более того, Сули установил клубный рекорд, сыграв 107 матчей на ноль. Тем не менее, в сборную Бразилии он больше не вызывался. Это достижение было относительно недавно побито еще одной знаменитостью "трехцветных с Морумби" (одно из прозвищ клуба "Сан-Паулу") - Рожерио Сени.


Мог, но не стал вторым (а может и первым) вратарем сборной Бразилии Марсиал де Мело Кастро. Очень спокойный, хладнокровный и мастеровитый вратарь. Свою репутацию Марсиал заработал еще в "Атлетико Минейро" и подтвердил во "Фламенго". Переход совпал с дебютом в "селесао", который выдался вполне приличным. Но, как говорят, у Марсиала не сложились отношения с Жилмаром. А авторитет двукратного чемпиона мира был столь высок, что Висенте Феола предпочел отказаться от услуг молодого вратаря.

Марсиал сосредоточился на игре за "рубро-негрос" и на учебе в медицинском университете. О том, что вратарь учится на доктора, стало известно только в "Коринтиансе". Там вратаря поставили перед выбором - либо футбол, либо учеба. И голкипер предпочел самую гуманную профессию. Завершив выступления в 26 лет, Марсиал долго работал анестезиологом в одной из клиник Сан-Паулу.


Силас Феррейра да Соуза был дублером Жилмара не только в "Сантосе". Даже два матча Силас сыграл в основе сборной Бразилии - пропустил два мяча от Эквадора и пять от Колумбии. Прямо сказать - не самый хороший результат. Зато с Жилмаром у Силаса было полное взаимопонимание. Более того, Жилмар был его кумиром, и Силас, будучи основным в "Атлетико Паранаэнсе", едва ли не добровольно присел на скамейку в "Сантосе", лишь бы быть рядом со своим идолом. И сидел там в золотые сезоны, ловя лучики славы, отраженные Жилмаром. Но, к 1965 году сменщик Жилмара насиделся в запасе и подался таки в "Португезу". Доигрывал Силас в своем родном "Атлетико Паранаэнсе" и закончил футбольную карьеру в один год с Жилмаром.


К сожалению, найти в Интернете хоть какие-то фотографии описанных автором материала вратарей в составе сборной Бразилии (за исключением Амилтона Феррейры Леала - на снимке), не представилось возможным.

Олег Лыткин специально для Торсиды

* Размещение этого эксклюзивного материала на сторонних ресурсах возможно только с личного разрешения автора и с обязательной активной ссылкой на сайт Торсида