Манга - несостоявшийся наследник Жилмара

Манга

Аилтон Корреа де Арруда, или просто Манга (на фото - в составе сборной Бразилии на чемпионате мира 1966 года перед матчем со сборной Португалии, проигранном со счетом 1:3), может гордиться своей футбольной биографией. Он защищал ворота "Ботафого" в славные для клуба шестидесятые годы прошлого столетия. Затем уехал в Уругвай, где выиграл все, что только можно, с "Насьоналем" из Монтевидео. Вернувшись в Бразилию, стал чемпионом страны в составе "Интернасьонала". Перечисленное выше - все на клубном уровне, а вот в составе национальной сборной своей страны Манга так и не стал чемпионом мира. Его прочили в наследники Жилмара, однако этот мулат с грубыми чертами лица так и не прижился в "селесао".

Уроженец штата Пернамбуку, Манга прославился в "Спорте" из города Ресифи, где выдал очень приличную для бразильских вратарей сухую серию - не то 600, не то 700 минут. К сожалению, статистику турниров штата тогда толком не вели, и приходится выдавать приблизительные данные. Такой подвиг не остался незамеченным, и сильнейшие клубы Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу развернули охоту на талантливого парня. Самым расторопным оказался "Ботафого", нашедший в лице Манги замену стареющему Бализе.

И вот в Рио прибыл тот, о ком были многие наслышаны, но кого еще в деле не видел. Рослый, а из-за своих широких плеч казавшийся огромным, парень с пудовыми кулаками, на которые не налезали ни одни перчатки. И грубое, словно выточенное наспех неумелым скульптором из камня, лицо. Гарринча когда-то сказал, что игроки "Ботафого" побаивались новичка, настолько грозным был его вид. Потом привыкли. Оказалось, что Манга довольно добрый и веселый человек. И вратарь сильный.

Были в его игре два недостатка. Первый - это фиксация мяча. Широченные пальцы не всегда слушались Аилтона, и бывало, что он не ловил мяч, а гасил его полет. Что было порою чревато. А второй сейчас называется потерей концентрации, а проще разгильдяйством. Манга иной раз увлекался и совершал ошибки на ровном месте. Но на клубном уровне эти прорехи легко латались, а вот в сборной Бразилии...

В "селесао" Мангу стали активно сватать после чемпионата мира 1962 года. Дескать, староват уже становится Жилмар, да и выиграл много чего, пусть другим даст выиграть. При том, что Жилмар поводов для списания на пенсию никому не давал. Но, чем меньше времени оставалось до чемпионата мира 1966 года в Англии, тем громче были призывы доверить ворота сборной Манге. И вот в июне 1965 года Висенте Феола отрядил в стартовый состав голкипера "Ботафого". Бразильцы обыграли в товарищеском матче очень солидного соперника - сборную ФРГ со счетом 2:0. Манга, как видим, не подвел. Затем Аилтон сыграл за сборную еще шесть встреч, пропустив в них лишь один мяч - в пятой игре против шведов. Он уверенно сыграл и на переполненном стадионе "Лужники" в Москве против сборной СССР. Казалось, что вопрос с передачей символических перчаток решен, и Жилмар может сосредоточится на матчах за свой "Сантос". Но вот в ноябре в Рио-де-Жанейро с ответным визитом приехала сборная Советского Союза.

Первый тайм советские футболисты выстояли, а в начале второго Жерсон и Пеле дважды огорчили Льва Яшина. Но счет 2:0 превратился в 2:2 во многом по милости бразильского вратаря. Манга мог выбить мяч в поле куда угодно, но попал в голову Анатолию Банишевскому. Получился едва ли не самый курьезный гол в истории сборной СССР. Манга начал нервничать и за пять минут до конца встречи не удержал мяч после удара Славы Метревели. Отскок в штангу, и добавка от Метревели - 2:2. В этот вечере Висенте Феола сделал вывод, что расставаться с Жилмаром еще рановато. На чемпионат мира в Англию Манга отправился в роли лишь второго вратаря.

После проигрыша венграм со счетом 1:3, бразильская пресса обрушилась на Жилмара. "Жилмар - Венгрия - 1:3" - весьма популярный в те годы заголовок. Феоле не оставалось ничего иного, как выставить на игру с португальцами Мангу. Но Аилтон сыграл откровенно слабо, пропустив три мяча. Бразильцы бесславно сложили чемпионские полномочия и покинули Англию. Феоле в Бразилии сожгли дом, а карьера Манги в сборной была фактически завершена. Он еще несколько раз вызывался в "селесао" на товарищеские игры, но всерьез на него больше не рассчитывали.

Манга не стал "врагом народа", как Моасир Барбоза, даром что начудил куда больше. Во-первых, его ошибки не стали главной причиной какого-то масштабного провала. Во-вторых, злость в основном срывали на Висенте Феоле. Напротив, Манга даже вырос в цене на трансферном рынке, и "Ботафого" весьма выгодно продал вратаря в уругвайский "Насьональ". Уругвайцы до сих пор тепло вспоминают бразильского голкипера, с которым выиграли шесть трофеев за четыре года.

В 1974 году Манга вернулся в Бразилию, но не доигрывать, а играть. И в "Интернасьонале", и в "Гремио" он был хорош, даже в сорок с лишним лет. Потом уехал в Эквадор, поиграл там пару сезонов за "Барселону" из города Гуаякиль и закончил футбольную карьеру в возрасте 44-х лет. После чего, поселился в Эквадоре, где проживает до сих пор. В Бразилии Аилтон нечастый гость, особенно сейчас, когда возраст дает о себе знать.

Олег Лыткин специально для Торсиды

* Размещение этого эксклюзивного материала на сторонних ресурсах возможно только с личного разрешения автора и с обязательной активной ссылкой на сайт Торсида